И льется музыка живая
30.04.2022
Ребята, которые выбирают отделение духовых инструментов, – особые ученики, – отмечает руководитель отделения духовых и ударных инструментов, преподаватель по классу труба Слуцкой детской школы искусств Пётр Лазука, который работает с детьми порядка 45 лет. За это время многие ученики Петра Константиновича уже сами стали преподавателями музыки. К примеру, в Слуцкой детской школе искусств успешно трудятся Андрей Забродский и Александр Лях. Всего дальнейшую жизнь с музыкой связали не менее 16 его учеников, а некоторые из них играют в военных оркестрах страны. Они не единожды занимали призовые места в различных конкурсах, в том числе международного и республиканского уровней.
Более 23 лет Петр Константинович руководит детским духовым оркестром, который в 2002 году получил звание образцового.
По совместительству педагог также работает руководителем народного духового оркестра Слуцкого городского Дома культуры. Это один из самых старейших духовых оркестров в Беларуси, он был широко известен в советские времена. В нем и сейчас играют музыканты неравнодушные к своему делу.
От самоучки до преподавателя– В годы моей юности почти в каждой большой деревне был свой оркестр, в котором в основном были самоучки, – вспоминает Пётр Константинович. – Семья жила в деревне Языль в Стародорожском районе. Два моих старших брата тоже играли: на баяне и на гармошке. Глядя на них, пробовал играть и сам. Позже уже играл в местном оркестре на баяне, на трубе, улавливая музыку на слух. Когда окончил 10 классов, по совету знакомого решился поступать в Молодечненское музыкальное училище. При конкурсе три человека на место был принят на отделение духовых инструментов, куда в то время зачисляли и без первоначальной музыкальной грамоты.
Зажечь глаза ученика– Нашу школу в настоящее время посещает порядка 600 ребят, из них 70 – отделение духовых инструментов, где с ними работают 6 педагогов. Играть на духовых и ударных инструментах приходят в основном мальчики, но есть и девочки. Теперь даже ученики 1 – 2 классов. И это не правда, – отмечает педагог с большим опытом, – что дети стали другими. Дети все те же, только их надо заинтересовать. Бывает, что ребята приходят с хорошими музыкальными данными, но не очень трудолюбивые. И лишь те, кто занимается постоянно и упорно, достигают цели. Ведь чтобы хорошо играть на трубе, надо научиться правильно пользоваться дыханием, извлечением звука. Сразу всему не научишься.
Почти у каждого ученика через некоторое время наступает переломный момент, когда появляется желание бросить заниматься музыкой, ведь это большой ежедневный труд, и здесь очень важна поддержка родителей и педагога. Если есть тандем «школа – родители – ребенок», то все обязательно получится.
Особое осознание красоты музыки у ребят возникает, когда они начинают играть в оркестре, а еще больше, когда выступят во время праздников, на свежем воздухе, где звучание духовых инструментов, кажется, заполняет все пространство.
– Ребенок, который прочувствовал вкус музыки, уже никогда не бросит школу. Работать с детским оркестром интересно: сначала ты их зажигаешь, потом они тебя, – отмечает педагог. – И в этом большая заслуга в том числе концертмейстера Ларисы Геннадьевны Романчук, от нее во многом зависит как дети сыграются.
Важно дать ребятам не только пьесы по программе, но и те, которые им нравятся, вызывают живой интерес, – с улыбкой отмечает мой собеседник.
Музыка дает особое развитие, музыкант мыслит по-другому, если даже потом выбирает другую профессию, считает Пётр Константинович.
Преподаватель уверен, что будущее духовой музыки – это педагоги, которые раскроют все ее красоты перед детьми.
Прекрасный педагог, старший товарищ и другПо совместительству Пётр Константинович преподает по классу флейты. Он очень радуется успехам своих учеников. Например, флейтистка Илона Башура не так давно хорошо выступила на международном детском конкурсе «Музыка надежды» в Гомеле, отмечена грамотой за участие. Девушка говорит, со своим педагогом подружилась сразу: он отлично преподает, поэтому хочется радовать его своими достижениями.
А еще один ученик Петра Константиновича по классу труба Антон Машко уже, считай, учащийся музыкального училища, куда его примут без экзаменов.
– Брат учился здесь, маленьким я ходил на концерты, парады, – делится Антон. – Мечтал играть в духовом оркестре. Так пришел в школу. Было страшно, было сложно. Но всегда рядом был влюбленный в свое дело педагог, мудрый старший товарищ и друг – наш Пётр Константинович.
Наталья ГРОМЫКО.
К списку записей раздела