Новости Слуцка и Слуцкого района
Главная / Безопасность / Безопасность

В Беларуси участились случаи мошенничества в отношении держателей банковских карт

21.09.2023
 В последние годы в Беларуси участились случаи мошенничества в отношении держателей банковских карт. В том числе злоумышленники используют популярные мессенджеры, чтобы связаться с клиентами различных банков. 

Мошенники обманывают и пенсионеров, и относительно молодых людей. Миллионы долларов утекают в карманы преступников, лица которых так и остаются неизвестными. Все потому, что работают аферисты, как правило, из-за границы, а в помощь им приходят современные технологии (IP-телефония, виртуальные кошельки и VPN-серверы, скрывающие реальные адреса). 

Раз за разом волну телефонных мошенничеств удается сбить, но наряду с самими преступниками, серьезным врагом правоохранителей становится человеческая беспечность. Не зря телефонные мошенничества называют аферами на доверии. 

Телефонные мошенничества – кажется, этого словосочетания сегодня не слышал разве что глухой. За последний год и в газетах, и на радио, и уж тем более на телевидении и в интернет-пространстве вышли тысячи материалов о такого рода преступлениях.
Наиболее характерной является следующие преступные схемы.

Мошенники обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер (Viber, WhatsApp).  При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.
Чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. В процессе разговора возможны «переключения» на якобы сотрудников правоохранительных структур (МВД, прокуратуры и т.п.), которые продолжают вводить клиента в заблуждение.  

С первых секунд разговора речь идет о Вашей безопасности или риске потери денежных средств: оформление мошеннического кредита, крупный перевод, проведение оперативных или следственных мероприятий, возбуждения уголовного дела. Для убеждения злоумышленник может предоставить фото «удостоверения», «заявления о неразглашении», «справку о погашении кредита».  

Звонящий мошенник торопит, не позволяет подумать - тараторит и пугает безвозвратным списанием денег. Спешка, резкие формулировки и психологическое давление должно насторожить - операторы банка так не общаются. Типичные фразы: «была подозрительная операция/ активность», «нужно срочно заблокировать списание, сообщите данные», «потом будете разбираться с банком сами» и тому подобное.

Если гражданин поддался воздействию, далее поступают инструкции к незамедлительным действиям, при успешном выполнении которых гарантируется безопасность средств, возврат денег, погашение «кредита», денежное вознаграждение за участие в мероприятиях.

Во время разговора, который может длиться не один час, «банковские сотрудники» могут просить следующее: 

- обратиться в офис банка для подачи кредитной заявки 

с соблюдением конфиденциальности в общении с работниками банка;

- хранить молчание и не рассказывать о разговоре третьим лицам;

- не обращаться в милицию или банк за подтверждением, поскольку проводятся оперативные или следственные мероприятия;

- установить специальное приложение (для безопасности гражданина и проводимых мероприятий). 

Под таким приложением, как правило, скрывается программа удаленного доступа, которая позволяет не только похитить деньги, но и оформить в мобильном приложении кредит, а затем перевести средства на другой банковский счет. Установка подобного программного обеспечения подвергает опасности всю информацию на Вашем устройстве. 

Получив информацию, мошенник списывает деньги со счетов. Кроме того, часто клиент, предоставив все данные, одобряет, тем самым, оформление на свое имя кредита. В этом случае, он теряет не только средства со своих счетов, но и сумму одобренного кредита. 

Помните! Работники банка, сотрудники правоохранительных  органов не звонят в мессенджерах или с небелорусских номеров. Вас не могут принудить к участию в оперативных и (или) следственных мероприятиях и соблюдению конфиденциальности без подписания специального документа на бумаге.

Чтобы обезопасить себя и свое имущество от преступных посягательств прокуратура Слуцкого района рекомендует придерживаться следующих элементарных правил:

- не доверяйте незнакомым людям и избегайте общения с подозрительными собеседниками;

- не сообщайте реквизиты банковской карточки (номер, срок действия, трехзначный код на обороте), ПИН-код другому лицу;

- не переходите по ссылкам, которые высылают неизвестные собеседники;

-  не передавайте данные для входа в систему интернет-банкинг.

При поступлении звонков с «предупреждением» о мошеннических действиях, предложением дистанционного оформления кредита и попытках получить реквизиты карточек завершите разговор и перезвоните по официальному номеру call-центра банка либо незамедлительно сообщите в милицию по телефону 102.

Будьте предельно бдительны и осторожны!


 Александр Вавренюк,
заместитель прокурора 
Слуцкого района 
советник юстиции. 
К списку записей раздела
Имя *
Заполните поле!!!
Текст комментария *
Заполните поле!!!
Введите код с картинки *
Заполните поле!!!
* - поля, обязательные для заполнения