Новости Слуцка и Слуцкого района
Главная / Общество / К 80-летию освобождения Беларуси

Трагедия сожженной деревни Поликаровка

09.06.2022
Фото носит иллюстративный характер.


На момент проведения оккупантами карательной операции с циничным названием Erntefest («Праздник урожая»), в Поликаровке жили около 150 человек. Из них 96 заживо сгорели в здании бывшего колхозного пожарного депо. Об ужасных событиях 79-летней давности рассказали выжившие свидетели.


Из воспоминаний Михаила Ивановича МАКОВА (1925 г.р.):

«Перед войной в деревне располагался центр сельсовета, контора колхоза имени Сталина, неполная средняя школа, фельдшерско-акушерский пункт, машинно-тракторная станция, почта, магазин, пожарное депо. Дома стояли крепкие.  Жил я с мамой, сестрами Костой, Надеждой и Леной, у которой был маленький сын. Когда пришли немцы, колхоз оккупанты распустили, всем жителям выдали «аусвайсы». Выживали, работая на своих участках. Однако новые хозяева и их преспешники вольно себя не чувствовали. В наших краях нарастало партизанское движение. В отместку оккупанты сожгли соседние Фадеевку и Жилин Брод. Правда, жителей тогда не убивали. Это была лишь прелюдия страшной трагедии. 23 февраля 1943 года буду помнить, пока бьется мое сердце. Рано утром с соседом Павлом резали сечку для лошади и вдруг услышали выстрелы. Оказалось, каратели убивали всех подряд, кто встречался им на дороге Шищицы – Осиповичи. Затем увидели, как в Поликаровку входят немцы с полицейскими, которые заранее «отсекли» людям отход к лесу. Жителям приказали выйти на улицу с «аусвайсами», якобы для проверки документов. Там их разделили на две группы. Молодежь, человек шестнадцать (в их числе оказался и я), выстроили по одну сторону улицы, а остальных погнали в пожарное депо. Напротив ворот стоял пулемет. В сарай затолкали человек сто. Среди них оказались мои мама, сестры Коста и Лена с сыном. Люди страшно кричали. Нас, молодежь, под конвоем погнали в сторону Адамово. Уже по дороге мы услышали пулеметные очереди и увидели черные клубы дыма над Поликаровкой, поняли – деревню жгут. Один из полицейских перед тем, как жителей деревни повели на казнь, вывез своих родственников и знакомых на санях. А мы шли по дороге на Шищицы. Начало темнеть. На нас уже никто не обращал внимания, уж очень много людей и машин двигалось в сторону Слуцка. Воспользовавшись неразберихой, нам удалось сбежать. К утру мы уже были в Поликаровке. Когда увидели, что осталось от наших близких, окаменели, долго не могли прийти в себя: останки человеческих тел, отдельно руки, ноги, головы и косточки… Нашли лопаты, вырыли могилу, достали из тайников простыни, устлали ими яму и начали хоронить то, что осталось от жителей деревни. В это время мимо на санях проезжали полицаи. Они обстреляли нас. Мы побежали в лес. Только после того, как полицейские ушли, нам удалось завершить захоронение людей».

Из воспоминаний Антона Александровича ПУТЯТОВА (1926 г.р.):

«Жили мы в Поликаровке. Красивая деревня была и большая (более 150 человек). Только семь классов окончил – началась война. Помнится многое, но 23 февраля 1943 года врезалось в память на всю оставшуюся жизнь. Со стороны Адамово налетели немцы и полицаи. Забирали у жителей вещи, имущество, скот. Люди думали, что будут угонять молодежь в Германию. Мать дала мне хлеб, кусок сала и сказала: «Беги, сынок. Ты рослый, тебя могут забрать». Это мне и спасло жизнь. Я и еще шестеро подростков пробрались в лес. С его окраины видели, как жителей деревни согнали в пожарный сарай. Среди них была и моя мама. Все там не поместились. Оставшихся затолкали в соседний жилой дом. Мы слышали пронзительные крики родных, соседей, видели, как горит наша Поликаровка. На следующий день вместе со своими друзьями участвовали в захоронении односельчан. Ужасная картина до сих пор стоит перед глазами, но описать ее у меня нет сил».

В январе – марте 1943 года, 79 лет назад, в ходе карательных операций «Праздник урожая-1» и «Праздник урожая-2», проведенных германским командованием и Слуцкой окружной вспомогательной полицией с участием карательных взводов и рот «Яхтцуг» на Слутчине были сожжены с жителями частично или полностью деревни и хутора: Адамово, Аполины, Боровая, Березинец, Вербищино, Воробьево, Уздымач, Гондарево, Гольчичи, Греск, Омговичи, Задовба, Захотиново, Крушник, Красное, Красное Село, Кошищи, Переходы, Переволока, Пильня, Подстарево, Поликаровка, Павловка (Омговичская), Рудновка, Рудня, Лазарев Бор, Левище, Нивищи, Нива, Новинки, Старево, Строхово, Хорошево, Красная Сторонка, Кобылье Болото, Дубовое… 12 деревень и хуторов не возродились из пепла. 9 деревень было сожжено 23 февраля 1943 года, среди них Переходы, которая по праву именуется символом трагедии всех слуцких сел, застенков и хуторов, а дата 23 февраля 1943 года стала днем памяти всех жителей, уничтоженных деревень Слутчины.  

После окончания Великой Отечественной войны местный житель Поликаровки Иван Михайлович Матусевич за собственные деньги установил памятник на месте, где были сожжены жители деревни. А позже работники бывшего Белпромстройбанка под руководством Алексея Кузнецова произвели капитальный ремонт памятника.


Василий ТИШКЕВИЧ,
научный сотрудник Слуцкого краеведческого музея.


К списку записей раздела