Новости Слуцка и Слуцкого района
Главная / Общество / К 80-летию освобождения Беларуси

Бывшая узница немецкого концлагеря Нина Денисовна Галявина делится воспоминаниями о Великой Отечественной войне

30.06.2022
Мир надо беречь

Жительница города Слуцка, бывшая узница немецкого концлагеря  Нина Денисовна Галявина о войне вспоминать не любит. Это очень больно. Но все же соглашается. Ведь молодежь, считает, должна понимать, что такое война, ценить мир. 

Нине Галявиной было всего два года, когда началась война. Чуть постарше – ее брат и сестра.  Семья жила в деревне Заболотье под Оршей.  Начало войны женщина помнит слабо, но отмечает, что уже маленьким ребенком ощущала, насколько это страшно и разрушительно.

– Помню, как нашу семью в числе других построили на площади: мужчины, женщины – отдельно. Дети – тоже. Как потом мне стало известно, немцы отбирали, кого расстрелять и сжечь,  а того, кто посильнее – отправить на работы в Германию. Оказавшись среди других детей, я не выдержала и бросилась к маме, ухватила за платье и плакала. За мною – брат и сестра. Надзиратели хотели отнять меня, но женщины обступили нас и те отошли. Позже всю семью отправили в Германию. Родители и старший брат работали на поле, досматривали хозяйских коров у немецкого фермера. Там, при ферме, и жили. Сестра Галина, которой не было и 10 лет, таскала торф для топки печи, делала много другой тяжелой работы. И если хозяин к нам относился не совсем плохо, то вот образ хозяйки навсегда засел в моем сознании. Дело в том, что у нее на войне погибли два сына, и она никак не могла простить это русским.  Да, трудно было и родителям,  и старшим в семье. Но мне было еще труднее переживать присутствие этой женщины – постоянно во всем черном и с каменным лицом.  Я и после войны долго боялась людей. В каждом чужом человеке как будто подсознательно мне чудилась она.

Мы часто играли с ее внуками, особенно  с маленьким Вилли. Чтобы он не стремился играть со мною, женщина в черном, даже его, своего внука, неоднократно сажала в темную кладовку. Он кричал. Полька, молодая девушка, которая тоже была у них в плену, несколько раз пыталась открыть мальчишку, после чего ее наказали, а мальчика  начали сажать под замок. Долгое время нам не разрешали играть вместе.  Однажды мы с Вилли подрались за игрушки.  Тогда меня хотели наказать. Мать пришла в дом и сорвала с себя и с нас надписи «ОСТ» и бросила их в печку. Хозяин сообщил об этом в полицию. Когда те пришли в хозяйский дом, мама встала и совершенно спокойно сказала: «Ну и что, стреляйте. Мы тоже люди. Мы не рабы». 

 В деревне  Царевцы (теперь Кирово), откуда родом отец и мать, жило много родни. Она приютила семью, которая вернулась домой после Победы.

После войны Нина Борисовна окончила школу, вышла замуж, живет в Слуцке. Работала  на разных работах – была и вязальщицей, и швеей, и помощником повара, и завхозом в детском саду. На пенсии трудилась дворником в школе.  Говорит, что на нашей земле мир, главное, что можно строить и жить, мечтать и достигать поставленных целей.  Об этом Нина Денисовна говорит своим детям и внукам.  У нее две дочки и сын, двое внуков и четверо правнуков. 

–  С болью в душе смотрю новости, – отмечает  Нина Денисовна. – Очень больно за украинский народ. Так хочется, чтобы быстрее все окончилось миром, чтобы договорились. Ведь мы все, русские, белорусы и украинцы, – братские народы, должны жить дружно.

В свои 84 Нина Денисовна любит трудиться на огороде, где много цветов. Их женщина любит особенно. Восхищается и городом. Говорит, что когда-то ее поколение подняло из руин, отстроило Слуцк. Намного уютнее он стал и после республиканских «Дожинок». В этом, считает женщина, заслуга Президента, который заботится о людях.

Наталья ГРОМЫКО.

К списку записей раздела