С чего начинается Родина…
28.10.2024
Гражданско-патриотическое воспитание детей – одно из приоритетных направлений в работе педагогов учреждений дошкольного образования. Они, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.
С 2023 года в детском саду №19 г. Слуцка реализуется педагогический проект «Внедрение методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о национальной специфике стран мира».
Суть проекта состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников представления о родном городе, стране, ее достопримечательностях, национальных особенностях жителей, чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой Родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей. Эти представления станут для ребенка первым шагом в освоении национальной специфики других стран, богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Большое внимание уделяется созданию вокруг детей насыщенной развивающей предметно-пространственной среды, которая дает им возможность почувствовать себя краеведами, непосредственными участниками жизни родного края, способствует взаимодействию с социокультурным окружением (воинской частью, музеем, библиотекой, школой, предприятиями). С целью ознакомления детей дошкольного возраста с предметами культуры и быта, с историей, известными людьми малой Родины уголки патриотического воспитания наполнены наглядным и демонстрационным материалом по формированию представлений о достопримечательностях города Слуцка, авторскими дидактическими играми «Путешествие по Беларуси», «Я – патриот», «Декоративно-прикладное творчество», «Одень куклу», «Лепбук: моя малая Родина – Слуцк» и т.д.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста внимание сконцентрировано на объектах ближайшего окружения (семья, город), с детьми старшего дошкольного возраста – страна, ее достопримечательности, страны Востока (Китай, Япония), их особенности и сравнительные отличия.
В течение года с воспитанниками проводились беседы на тему «Разные страны», «Я и мир вокруг меня», «Люди других стран. Какие они?», дидактические игры, направленные на формирование представлений о государственной символике Республики Беларусь и Японии, об отличительных особенностях в гербе, языке, внешнем виде жителей, природных объектах и климате этих стран («Герб Японии», «Чей иероглиф», «Найди отличия», «Диалог культур» и др.). Проводимая работа способствовала росту познавательной активности воспитанников, интереса к истории разных стран.
Основным методом работы стали экскурсии выходного дня по родному городу воспитанников с родителями. («Музей истории слуцких поясов», «Летняя прогулка в парке»). Проводимая работа способствовала знакомству с объектами реального мира в их естественном окружении, активному взаимодействию детей с предметами, объектами и предметами природного, социального, культурного окружения. После каждой экскурсии ребенком зарисовывалась план-схема как подсказка для составления рассказа об увиденном. На детском совете с помощью этой схемы воспитанники делились информацией об увиденных и изученных достопримечательностях.
Организованная выставка совместного творчества родителей и детей «Моя родословная» позволила узнать историю своей семьи, ее родословную, сформировать представления о семье и семейных традициях как основе формирования нравственно-патриотических чувств. Выставка «Творчество Василия Витки» дала возможность познакомиться с известным писателем, уроженцем Слутчины. В процессе создания виртуальной экскурсии о жизни и творческом пути В. Витки ребята посетили дом в деревне Евличи, где прошло его детство и юность, читали наизусть стихи, исследовали улицу, названную в его честь, составляли творческие рассказы о писателе для детей из других городов Минской области.
В совместной деятельности педагогов, родителей и детей созданы виртуальные экскурсии к достопримечательностям города Слуцка (памятник Анастасии Слуцкой, часовня святой Варвары, памятник Маршалу Жукову), о социальных объектах (Слуцкая укрупненная типография, телеканал СлуцкТВ), сняты и представлены детской общественности репортажи из жизни военного, пожарного, виртуальные экскурсии.
В ходе реализации педагогического проекта задействованы разные виды деятельности: познавательная (экскурсии выходного дня к достопримечательностям города, знакомство с историей их возникновения, профессиями в области ткачества); речевая (проведение диалога, пересказ увиденных событий, рассказ услышанного текста, составление рассказов из личного опыта); игровая (дидактические игры и разыгрывание различных игровых ситуаций, связанных со знакомством с устройством города); художественная (оформление альбома, зарисовки маршрута экскурсии, план-схемы для составления рассказа об увиденном, создание аппликаций и коллажей, коллекции фотоматериалов достопримечательностей).
Важно отметить, что при реализации проекта особое внимание уделяется развитию познавательной активности детей, умению взаимодействовать с ближайшим социокультурным окружением, умению использовать современные технологии в самостоятельной деятельности.
Проектная деятельность позволяет наполнить новым содержанием привычную среду развития ребенка, сделать сложное интересным, мотивированным, а значит эффективным и результативным.
Виктория Гяч, заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад №19 г. Слуцка».
К списку записей раздела