Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров
10.07.2023
В статье 233 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) определены понятие индивидуального трудового спора и органы, в чью компетенцию входит его рассмотрение.
Так, установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между нанимателем и работником (лицом, которому отказано в заключении трудового договора, уволенным работником) по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов, соблюдения условий трудового договора.
Таким образом, в порядке, предусмотренном ТК рассматриваются споры между работником и нанимателем, вытекающие именно из трудовых правоотношений. Другие споры между работником и нанимателем (например, об оплате за проживание в ведомственном общежитии) не являются трудовыми, поскольку нормами трудового права они не регулируются.
Предметом индивидуальных трудовых споров могут быть следующие вопросы: об оплате труда; о рабочем времени и времени отдыха; о правомерности изменения существенных условий трудового договора; о законности применения дисциплинарного взыскания; о предоставлении гарантированных льгот; о неправомерных действиях работодателя или работника; о восстановлении на работе и др.
Причем некоторые вопросы можно решить с помощью комиссии по трудовым спорам, а некоторые только в суде.
Статьей 241 ТК установлено императивное правило, согласно которому непосредственно в суде без обращения в комиссию по трудовым спорам рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
1) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;
2) работников - не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;
3) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;
4) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;
5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;
6) руководителя организации, выступающего в качестве работника;
7) работников о недействительности трудового договора в случаях, предусмотренных статьей 22 этого Кодекса;
8) работников о недействительности отдельных условий трудового договора в случаях, предусмотренных частью первой статьи 23 этого Кодекса.
Кроме того, непосредственно в суд могут обратиться лица, которым отказано в заключении трудового договора. К ним относятся:
- лица, приглашенные на работу в порядке перевода от другого нанимателя;
- выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направления на работу, прибывшими на работу к определенному нанимателю;
- другие лица, с которыми наниматель в соответствии с законодательством обязан заключить трудовой договор;
- которым наниматель отказал в заключении трудового договора по дискриминационным мотивам.
Исходя из правила, установленного ч.2 ст.241 ТК Республики Беларусь, при рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов, к которым согласно гражданско-процессуального законодательства относится и государственная пошлина. Аналогичная льгота для физических лиц по уплате пошлины в доход государства по судебным делам, связанным с рассмотрением индивидуальных трудовых споров, предусмотрена и пп.2.1.1 п.2 ст.285 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Причем освобождение от государственной пошлины в таком случае означает, что плательщики, которым такая льгота предоставлена, не уплачивают ее в бюджет как при обращении в суд с исковыми заявлениями, так и в том случае, когда обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет возникает по результатам рассмотрения дела (например, в случае отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе).
Ольга Бобкова, начальник отдела прокуратур Минской области,
советник юстиции.
К списку записей раздела