Как в сельхозорганизациях заготавливают корма, проверила прокуратура
02.07.2024
Прокуратурой Слуцкого района проведена проверка исполнения районными организациями агропромышленного комплекса законодательства о ветеринарной деятельности при проведении кампании по заготовке травянистых кормов.
В силу требований ст. 13 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» не допускать производства, реализации применения кормов и кормовых добавок, не соответствующих требованиям безопасности в ветеринарно-санитарном отношении.
Согласно п.п.5,6 Ветеринарно-санитарных правил по производству, заготовке и хранению кормов и кормовых добавок, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства продовольствия Республики Беларусь OT 29.01.2018 №5, все поступающее сырье, заготавливаемые и производимые корма и кормовые добавки должны соответствовать обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам, в том числе в области технического нормирования и стандартизации, а также все этапы процессов приемки, хранения и переработки сырья, производства кормов и кормовых добавок должны проводиться в условиях, обеспечивающих их защиту от загрязнения и порчи, предотвращение попадания в них посторонних предметов и веществ.
Согласно организационно-техническим требованиям при производстве молока на молочных комплексах промышленного типа, утвержденным постановлением Министерства сельского хозяйства продовольствия Республики Беларусь OT 04.06.2018 № 16 (далее - организационно-технические требования), прежде чем начать уборку травянистых кормов, необходимо тщательно спланировать весь процесс кормозаготовки, обратить внимание на ближайший трехдневный прогноз погоды, время подвяливания, уборочную логистику и желаемую скорость продвижения процесса.
Только если все этапы процесса уборки и закладки оптимально согласованы друг с другом, удастся произвести качественный корм.
Однако, как показала проведенная проверка, должностными лицами сельскохозяйственных организаций района при проведении кампании по заготовке травянистых кормов допускаются грубые нарушения законодательства о техническом нормировании и стандартизации в области качества кормов.
Так, согласно организационно-техническим требованиям хранилища должны быть очищены, продезинфицированы, побелены, трещины и выбоины отремонтированы, подъездные пути заасфальтированы или бетонированы для исключения загрязнения заготовляемой массы; при закладке сенажа в типовые бетонированные траншеи влажность должна составлять не более 60%; для герметичного укрытия применять пленочное полотно в два слоя (первый слой толщиной не более 40 микрон, второй не менее 200 микрон) с укрытием траншеи способом «конверта», в также иметь паспорт траншеи. Так, на момент обследования (22.05.2024) типовая бетонированная расположенная вблизи МТФ «Замостье» траншея (СУП «Племхоз Слуцк») не была подготовлена к укладке сенажа: подъездные пути не были подосланы соломой, асфальтное покрытие не очищено, а также в сенаже имелись куски полиэтиленовой пленки. Используемое для герметизации кормов пленочное полотно имело нарушения целостности. В ходе измерения влажности травяной массы установлено, что она превышает максимально допустимое значение в 60% и составила 85%.
Типовая бетонированная траншея, расположенная вблизи МТФ «Гацук» (СХФ «Кривая Гряда» ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»), также не была подготовлена к укладке сенажа.
Особо следует отметить, что должностным лицом СХФ «Кривая Гряда», ответственным за заготовку кормов, возложенные на него обязанности выполнялись ненадлежащим образом, поскольку на момент проверки в его распоряжении прибор для измерения влажности травяных кормов отсутствовал. При доставлении по требованию прокуратуры района прибора к месту закладки кормов выяснилось, что указанное должностное лицо вовсе не имеет навыков его использования.
Кроме того, в результате частого подвоза сенажной массы, который осуществлялся пятью единицами грузовой техники на расстояние около 3 км, ее трамбовка производилась неэффективно (был задействован лишь погрузчик «АМКОДОР»), что негативным образом влияло на качество заготавливаемых кормов.
Ha момент обследования типовая бетонированная траншея, расположенная вблизи МТФ «Сороги» (ОАО «Сороги-Агро»), находилась в антисанитарном состоянии: асфальтное покрытие не очищено (имелась грязь, остатки корма с признаками гнили и т.д.), подъездные пути и закладываемый корм находились в воде, пленочное полотно, предназначенное для укрытия сенажа, имело нарушения целостности, паспорт траншеи отсутствовал. Имевшийся прибор для измерения влажности травяных кормов находился в неисправном состоянии. Несмотря на то, что закладка кормов фактически была окончена, должностными лицами акционерного общества на протяжении суток не были приняты меры к герметизации сенажной траншеи.
Подъездные пути не были подосланы соломой, асфальтное покрытие не очищено от грязи на типовых бетонированных траншеях, расположенных вблизи МТФ «Белевичи» (ГП «Совхоз Рачковичи») и МТФ «Знамя» (СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»). Влажность травяной массы в них составила 82% и 72% соответственно.
Указанные нарушения технологического регламента заготовки кормов, могут существенно снизить их питательные свойства, привести к порче их значительной части, что в свою очередь крайне негативно отразится на объемах, качестве и получаемой продукции животноводства, а также здоровье животных, поскольку только качественные корма способны обеспечить высокую продуктивность КРС и снизить риск непроизводительного выбытия.
Таким образом, причиной выявленных нарушений является ненадлежащее исполнение руководством районных организаций агропромышленного комплекса их должностными лицами возложенных на них обязанностей по неукоснительному соблюдению законодательства о ветеринарной деятельности при проведении кампании по заготовке травяных кормов.
Условием, способствующим допущению отмеченных нарушений, является недостаточный контроль со стороны должностных лиц управления по сельскому хозяйству и продовольствию Слуцкого райисполкома и ГУ «Слуцкая районная ветеринарная станция» за соблюдением в районных организациях агропромышленного комплекса действующего законодательства.
По результатам проверки в Слуцкий РИК внесено представление. Виновные лицо будут привлечены к административной и дисциплинированной ответственности
Александр Вавренюк, заместитель прокурора Слуцкого района.
К списку записей раздела