Что делать, если коммунальные услуги ненадлежащего качества
13.07.2024
Исходя из Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон) потребитель имеет право на общественную и государственную, включая судебную, защиту своих прав (ст. 6 Закона).
Право на возмещение убытков, вреда, причиненного жизни, здоровью и (или) имуществу, а также на компенсацию морального вреда потребитель имеет в случаях неоказания жилищно-коммунальных услуг либо оказания их с недостатками.
Виды жилищно-коммунальных услуг, на надлежащее качество которых вправе претендовать потребитель, определены в ст. 4 Закона. Они подразделяются на основные и дополнительные жилищно-коммунальные услуги. К основным жилищно-коммунальным услугам относятся: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро-, теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами; техническое обслуживание; санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома; текущий ремонт; капитальный ремонт; техническое обслуживание лифта.
Перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2009 «О мерах по реализации закона о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
Гражданско-правовую ответственность за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг несут исполнители жилищно-коммунальных услуг, оказывающие потребителям указанные услуги.
В соответствии со ст. 20 Закона в случае нарушения прав потребителя исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей и (или) договором, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине.
Таким образом, при возникновении судебного спора бремя доказывания отсутствия вины лежит на исполнителе, оказывающем коммунальные услуги.
Возмещение убытков, вреда, причиненного потребителю по вине исполнителя, производится исполнителем в полном объеме, если иное не установлено законодательными актами.
Независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом.
При обращении в суд истцы за рассмотрение исковых заявлений о нарушении прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины (подп. 1.1.9 п. 1 ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь).
Светлана МАНДРИКОВА,
прокурор отдела прокуратуры Минской области.
К списку записей раздела