«Быть со своими родными. Чтобы все были счастливы. Мира без войны»
13.07.2024
Белорусы всегда отличались своими дружелюбием, добродушием, толерантностью и небезразличием. О гостеприимной белорусской земле говорят все, кто приезжал и приезжает к нам на время или для постоянного проживания. Вот и Слутчина радушно встретила детей из Донбасса, которые прибыли на оздоровление в санаторий «Случь».
Узнав о том, что 56 детей из Донбасса приезжают в Слуцкий район, я безумно захотела встретиться с ними. Но, признаюсь, очень боялась. Станут ли ребята со мной общаться, захотят ли делиться сокровенным, тем, что волнует, тем, что причиняет боль. Я задавала себе мысленно много вопросов: какие они, с чего начать беседу, получится ли у нас диалог?
И вот я уже поднимаюсь в игровую комнату одного из корпусов санатория «Случь», где на меня устремляются взоры более десяти пар детских глаз. В отражении каждого я вижу непростую жизненную ситуацию, вижу то, что никогда не хотела бы видеть в детских глазах. Особенно меня поразил взгляд худощавого мальчишки со взъерошенными волосами. Кажется, мальчик такой маленький, а уже взрослый, даже несколько суровый, у него взгляд. Так я знакомлюсь с 10-летним Мишей Юриным. Спрашиваю, что ему больше всего нравится в Беларуси.
– Здесь очень чисто, большие красивые здания. И тихо… – начинает рассказывать мальчик. – Я уже привык к обстрелам. В Донецке часто слышны взрывы, выстрелы. Часть города разгромлена. Ужас. А здесь мне очень нравится. Даже уезжать не хочется.
На мой вопрос, есть ли еще среди ребят те, кто не хочет уезжать из Беларуси, в воздух взмывает сразу несколько рук.
– Недалеко от моего дома есть заправка, однажды мимо пролетела ракета. Теперь заправки нет – руины. А к больнице, что находится рядом, упал кусок металла – осколок, как вот этот стол, такой огромный. Вообще, когда вырасту, я хочу пойти служить, как мой папа. Папу дважды контузило. Я буду десантником, – эмоционально и слегка сумбурно рассказывает Миша.
То ли осмелев, то ли почувствовал мое сочувствие и небезразличие, дети начинают делиться наболевшим. В разговор вступает Илья Долгих. Мальчишке тоже 10 лет, и он также, как и Миша, живет в Донецке.
– Сейчас в моем районе обстрелов нет, но снаряды «прилетают» стабильно. Я живу в девятиэтажке. Однажды снаряд пролетел рядом с моим домом. Было очень страшно. Каждый день живем так, не зная, что будет завтра, – «выпаливает» Илья.
От него слышу страшные слова: «Увы, мы ничего сделать не можем». Когда эти дети успели так повзрослеть? Заставила жизнь.
– Мне понравились в Слуцке большие улицы. Здесь нет разрушенных домов, не бомбят и не стреляют, – скромно и тихо добавляет 10-летняя Маргарита Парпула.
Кто-то из девчонок постарше просит уйти от темы войны и вернуться к мирной. Без раздумий соглашаюсь. Спрашиваю у ребят, о чем они мечтают. Завести собаку, получить профессию стоматолога, чтобы все были счастливы, быть со своими родными, но в первую очередь – чтобы был мир – этого хотят все без исключения.
Говоря о Беларуси и белорусах, ребята отмечают, что наш народ отличается добротой, интеллигентностью, а кто-то бравурно выдает – менталитетом.
Дети из Донбасса охотно интересуются нашей культурой и традициями, даже выучили несколько белорусских слов – «бульба», «лыжка», «рубель», «пачакай», «Слодыч», «Добрай раніцы».
– Мы впечатлены белорусским радушием и гостеприимностью, – делится мнением сопровождающая Ольга Дирипалко.
Эта красивая, стройная, улыбчивая молодая женщина, к сожалению, пережила многое. Ольга Сергеевна работает семейным врачом в государственном бюджетном учреждении «Центр первичной медико-санитарной помощи №13 г. Донецка», приходилось видеть всякое. Но она не теряет оптимизма. Говорит, что очень важно сохранять бодрость духа и передавать его детям. Ведь у нее самой подрастает дочь.
– Когда слышны очредные выстрелы или кружат самолеты, я говорю дочери, что это военные тренируются, они охраняют границу, – рассказывает Ольга Сергеевна.
Жить в постоянном страхе невозможно. Очень показательным был случай, когда мы поехали смотреть фейерверк. Моя дочь, как завороженная, наблюдала, а ребенок из другой семьи испугался залпов и залез под кровать.
Донецк – большой город. Некоторые семьи оставляют свое жилье и переезжают на съемное, где обстановка спокойнее, где нет обстрелов. Условия в городе тоже оставляют желать лучшего – вода появляется в домах раз в три дня, в многоэтажках напор может даже не дойти до верхних этажей.
– Когда мы приехали сюда, детей удивляло, что днем у вас не отключается вода и можно даже покупаться без проблем, – рассказала Ольга Дирипалко.
Очень дети ценят и ванны, которые им предлагаются в качестве лечения. Ведь дома ванну обычно взрослые наполняют водой для запаса.
– Не удивительно, что ребята отмечают и чистоту ваших городов, страны. У нас такого нет. Мусор вывозится редко, разносится ветром, наш город от этого становится грязным, – делится Ольга.
Однако даже все эти неудобства меркнут на фоне того, что рассказывают моей собеседнице родные, которые переехали с начала специальной военной операции в Германию. Сестра Ольги ужасалась от того, что детям в школе навязывалась пропаганда ЛГБТ, а при приеме в школу первое, что говорят ребенку: «Выбирай, какого ты будешь пола». Как отмечает Ольга, есть в школе и дети неопределенного пола, и те, кто назвал себя кошечкой и ходит на лоток. Волосы встают дыбом. Поэтому родные вскоре решили перебраться в Великобританию. Хотя и там есть то, что нам чуждо, например, однополые браки.
Ольга приводит также пример своих знакомых, которые решили переехать в Одессу, но вскоре вернулись. Оказалось – увидели школьный украинский учебник по истории, в котором полностью переписана историческая правда о Второй мировой войне.
– Поэтому здорово, что у вас проводится много патриотических мероприятий, детям рассказывают о событиях тех лет, – отмечает женщина.
Но как бы у нас не было хорошо, а душа Ольги, как и любого патриота, смотрит лишь в сторону родного края. Затронули в беседе и вопросы образования детей из Донбасса.
Например, практически во всех школах Донецка – дистанционное обучение. Есть среди местных жителей и те, кто отвозит детей в школы в другие города, чтобы те могли получать живое общение с педагогом и успешно социализироваться.
– У нас на улице практически не встретишь ребенка. Дети находятся либо на попечении у бабушек, либо сидят дома, потому что родители боятся за их жизнь.
У нас нет линеек и последних звонков, торжеств и ярких праздников. Дети так по ним соскучились. Здесь, в Беларуси, в санатории ребята «оживают».
Здесь им не нужно бояться, они чувствуют себя в безопасности, они ощущают атмосферу добра, мира, тепла. Они наслаждаются общением, детством, жизнью, – отмечает сопровождающая. – У нас нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война: у кого-то погиб сын, у кого-то – папа или мама. Все хотят, чтобы не гибли наши ребята, потому что мы все – братские народы.
Легкая улыбка и неугасаемая надежда таятся на лице Ольги Дирипалко. Возвращаясь к теме мира, женщина с уважением и теплом говорит о нашем Президенте – Александре Лукашенко, называет его умным и опытным политиком.
О том, с какими эмоциями сопровождающие и дети покинут Беларусь, Ольга однозначно резюмирует – с восторгом.
Екатерина БОРИСЕВИЧ.
К списку записей раздела