«Боль моей души – Афганистан»
15.02.2024
Когда начался афганский конфликт (1979 – 1989 гг.), немало парней из СССР отправили на войну в Афганистан. Они знали о войне по рассказам и фильмам. И вот случилось такое, что в мирное время им пришлось побывать в горячей точке. Сколько всего перенесли эти ребята...
Майор запаса Сергей Иванович Ребрик, участник войны в Афганистане, немногословен. Как и другие участники боевых действий, рассказывать о них не любит, трудно...
– Расскажите о себе.
– Родился я в городе Жабинка Брестской области в 1960 году, окончил местную среднюю школу №1, поступил в Ульяновское высшее военно-техническое училище. С 1982-го по 1985 год проходил службу в армии в авиационной части города Лиепая (Латвия) в должности инженера по контролю качества.
– Затем вас отправили служить в Афганистан…
– Помню, мне в часть позвонили из Риги, из управления Прибалтийского военного округа, сказали: вы отправляетесь для оказания интернациональной помощи в Демократическую Республику Афганистан.
Мне было 25 лет. Жена, конечно, очень переживала, плакала. Но, приказ есть приказ. Тем более, я принимал присягу, знал, для чего оканчивал училище. Совру, если скажу, что не было страшно. Впереди нас ждала неизвестность, мы знали, что там – боевые действия, уже встречали груз 200… Я ехал на замену погибшего военнослужащего.
В Афганистан прибыл 21 марта 1985 года. Это как раз по афганскому календарю Новый год. Помню, вылетал из Риги было -6 градусов, прилетел в Афганистан – +25, а я в зимней форме, шинель…
Был назначен на должность начальника 3-й группы авиационно-спасательной службы. Немного дали адаптироваться, а в мае мы отправились в первый бой.
– Чем занималась ваша группа?
– Когда на авиационных летательных аппаратах производили боевые действия, мы находились рядом с зоной: если вертолет или самолет сбивали, мы должны были эвакуировать летный состав, забрать или уничтожить секретные блоки и оборудование. Забирали раненых разведчиков, оказывали им помощь (в нашу группу входили начальник, фельдшер и три бойца).
– Что запомнилось больше всего?
– Первое боевое сопровождение гражданской колонны. Из Советского Союза двигалась военторговская колонна, плюс гражданские. И возле Аминовки душманы начали обстрел. Пришлось своей машиной прикрывать гражданских. Страшно стало немного позже, когда в сознании все «прокручивал»...
Получил медаль «За боевые заслуги». Также награжден Благодарностью от афганского народа, Грамотой Верховного Совета СССР, был представлен к двум орденам Красной Звезды, но в результате распада СССР награды так и не получил.
– Приходилось ли помогать эвакуировать мирное население?
– Конечно. В Гордезе при обстреле была тяжело ранена девочка, ее привезли в наш госпиталь и советские солдаты сдавали свою кровь, чтобы ее спасти. В результате девочка выжила.
Помогали мы и продовольствием, делились крупами, тушенкой, сгущенкой.
Недавно мне прислали из России фотографию: талибы сделали в Кабуле кладбище советских воинов и площадь Фурави (советская площадь). Там находится стена памяти, на которой написано, сколько человек – уроженцев каких республик и областей Советского Союза погибло при афганском конфликте. Там всегда лежат живые цветы. Это говорит о том, с каким уважением талибы к нам относятся.
– Были ли Вы на грани жизни и смерти?
– Да, спасло меня чудо. Во время моей последней операции меня подстрелил снайпер. Когда очнулся в госпитале – мне врач сказал, что, когда снайпер нажал на спусковой крючок, меня спас огромный булыжник, который я начал обходить. Вот так в 26 лет я начал седеть.
– Что помогало отвлечься на войне?
– Мы заводили домашних питомцев. Кто кошку, кто собаку. Это давало психологическую и эмоциональную разгрузку. А еще – творчество.
Сколько там было написано стихов, песен, какие рисунки – все это создавалось в стрессовых ситуациях.
– Тяжело ли было адаптироваться к мирной жизни?
– Когда вернулся домой, как только ночью какой звук или шорох – сразу руку опускал под подушку или под кровать в поисках автомата. В то время ведь для нас не было центров реабилитации.
Дома первое время отдыхал, потом попал в город Щучин в авиационную дивизию на должность инженера по контролю качества.
Потом часть расформировали и я попал в город Слуцк в 37-ую дорожную учебную бригаду. В 1994 году уволился в запас.
Война научила ценить воду и хлеб, мирное небо над головой, дом, семью. Это была школа мужества, где все было настоящим: и враги, и друзья. Но пройти эту школу я б не пожелал и злейшему врагу. Поэтому, призываю всех: цените мир, не допускайте войн!
Ирина ШАБАШЕВА.
К списку записей раздела