Дороги, которые мы выбираем
05.07.2024
В Беларуси стартовала вступительная кампания в вузы, а параллельно вчерашние студенты сдали госэкзамены, защитили дипломы и сделали шаг навстречу взрослой жизни. Чего ждать молодому поколению и какие перспективы открываются перед ними, как государство поддерживает престиж высшего (и не только высшего) образования и на что наши вузы делают упор.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
– Всегда волнуюсь, когда встречаюсь с молодежью. Всегда думаю о том, как вы воспринимаете нашу политику. Есть разные мнения, разные понимания жизни, но моя мечта в том, чтобы вы правильно оценили и правильно восприняли то, что сейчас происходит.
На церемонии награждения
выпускников и преподавателей
учреждений высшего образования,
28 июня 2024 года.
Каждому
по потребностям
Белорусская система образования благодаря политике государства и Президента не шарахалась из стороны в сторону, а развивалась, эволюционировала на основе советских традиций, но главное, следуя интересам прежде всего отечественной экономики. На этот факт обращает внимание депутат Палаты представителей Национального собрания Сергей Клишевич:
– Мы с вами прекрасно помним, сколько раз нас пытались направить то в сторону Болонской системы, то еще по какому-либо западному варианту, которые не специалистов по экономике плодят и патриотов растят, а готовят молодежь, которую потом можно будет использовать, в том числе за пределами государства, а следовательно, вымывать кадры. То, что мы не пошли по этому пути, а строим свою систему на основе советской системы подготовки специалистов, отражается в том числе на качестве.
Не Министерство образования определяет, каких специалистов и в каком количестве будут готовить в системе высшего образования. Этот заказ делает Министерство труда и соцзащиты совместно с другими профильными ведомствами, которые, собственно, и являются потребителями данных кадров. То есть мы исходим от жизни: от того, что будет необходимо нашей стране, скажем, через пять лет. А значит, огромная ответственность ложится на все заинтересованные органы, чтобы они качественно просчитали необходимое количество конкретных специалистов.
Парламентарий отмечает еще один важный аспект: каждому молодому специалисту гарантировано трудоустройство. Мало того, благодаря предпринятым государством мерам все они будут востребованы в нашей стране.
– Все это разительно отличает нас от западной либеральной модели. Мы знаем, что в среднем по Европе до 30 процентов ребят – безработные или вынуждены работать не по профессии. Получая специальность программиста, инженера, они работают официантами либо же в других сферах обслуживания, – напоминает Сергей Клишевич. – Естественно, это не приносит счастья ни тому человеку, который мечтал заниматься программированием, а занимается развозом пищи, ни в целом государству. Государству важно, чтобы люди двигались к своей мечте и себя реализовывали. Если этого не происходит, в стране начинаются проблемы. В Европе мы наблюдаем постоянные митинги, забастовки, шествия, недовольства… Возрастает террористическая угроза, так как молодежь неустроенна и не видит своего будущего. А следовательно, становится легкой жертвой для всевозможных экстремистов.
Быть патриотом
Эксперты придают важность и патриотическому аспекту, в частности воспитанию молодежи. Мало дать образование, научить. Философ, политолог и публицист Алексей Дзермант делает акцент: если государство не будет заниматься молодежной политикой, ею займется кто-то другой, вложит в умы молодых людей свои ценности и смыслы.
– К сожалению, такое происходило, и последствия мы видели. То, что молодежь – это наше будущее, понятно. Вопрос в том, какой будет эта молодежь, что у нее в голове, какие знания, готова ли она перенять эстафету руководства страной… Мы прекрасно знаем, что бывает, когда воспитанием молодежи занимаются оппоненты. Либо приходит поколение, которое отрицает предыдущие ценности и достижения (это мы видели во время распада Советского Союза), либо наши перспективные кадры просто перетягивают и паразитируют на них. Вот что произойдет, если мы сами не станем вкладываться в молодых людей. Их ценности и идеалы тогда попросту не будут соответствовать эпохе и вызовам, которые перед нами стоят.
Кадровый резерв
Депутат Палаты представителей, лидер Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич, говоря о воспитании молодежи и о том, выполняют ли вузы поставленную им по этому поводу задачу, подчеркивает: мы справляемся!
– Я смотрел на выпускников Академии МВД, Военной академии. На выпускников БГУ, пединститута, аграрного и других вузов. Молодые, сильные, патриоты! Просто красавцы! Элита страны, ее будущее.
Наши люди, которые отучились уже после событий 2020 года. Они любят Беларусь, они с удовольствием пойдут работать на ее благо. В будущем они возглавят различные министерства, ведомства, будут управлять, решать судьбу страны. Они пойдут на президентские выборы в 2025 году, 2030 м, 2035 м. Поэтому им и нужно уделять такое внимание. Ведь именно от них зависит, сохранится ли то, что мы сделали за эти годы, с момента обретения Беларусью независимости. Поэтому, глядя на прошедший выпуск, я оптимистично смотрю в будущее: с такими ребятами страну мы сохраним.
А желание других стран зазвать к себе наших выпускников – яркое подтверждение высоких стандартов белорусского образования. Но все-таки ничего и никогда не заменит Родину. Ты нигде так не нужен, как в своей родной стране. Ты делаешь вклад для внуков, правнуков, это все останется. А Запад хочет забрать наших специалистов – и поляки, и литовцы – в силу того, что у них отток, население уезжает. Но там не переживают за наших людей, не хотят для них хорошего будущего. Им надо только, чтобы наши специалисты работали в их интересах. Только вот когда они перестанут быть нужными, их просто выкинут. Такое тоже возможно. Нам хватит самих себя пинать. Надо гордиться. Нужно понимать, что у нас очень много того, что мы делаем лучше, чем другие страны.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Андрей Иванец, министр образования:
В этом году у нас более 5,6 тысячи заявок от реального сектора экономики на подготовку целевиков, это более чем на тысячу больше, чем в прошлом году. Это еще раз подтверждает высокий спрос на подготовку специалистов по целевой форме обучения у заказчиков кадров.
Те ребята, которые будут поступать на целевую форму подготовки, должны иметь средний балл аттестата не менее 7, это очень важное нововведение. Мы должны понимать, что целевик – это не только мотивированный абитуриент, но и хорошо подготовленный выпускник школы. Безусловно, это не коснется специальностей, которые входят в перечень наиболее востребованных экономикой, но вместе с тем и там будет организована соответствующая работа на самом высоком уровне.
По всем специальностям должен быть обеспечен конкурс для заказчиков кадров. Простым языком говоря, если предприятие заказало себе 10 целевиков, то на экзамен должны прийти не менее 11 – 12 человек, чтобы состоялся именно конкурсный отбор, но опять-таки это не коснется тех ребят, которые будут поступать на специальности из перечня наиболее востребованных экономикой. Там достаточно конкурса в том количестве мест, которое будет заказано для целевиков.
Что касается приема документов на дневную форму получения образования, то отличие от прошлого года заключается в том, что у нас фактически есть целый месяц для того, чтобы вузы уже начали работать с абитуриентами, которые сдали и централизованный экзамен, и централизованное тестирование и, соответственно, знают свои результаты, приглашая их на конкретные факультеты, конкретные специальности. И конечно, всех медалистов мы ждем в наших университетах, потому что они имеют право без экзаменов поступать в региональные университеты на перечень наиболее востребованных экономикой специальностей, в том числе и в столичные вузы.
На каждого выпускника нашего университета либо колледжа – две-три заявки заказчиков кадров. Фактически идет борьба за этих выпускников. С одаренными ребятами выстроена индивидуальная профессиональная траектория: не только образовательная, но и выбор последующего места работы. У ребят, которые, например, в прошлом году поступили в вузы без экзаменов (выпускники детского технопарка), мы спрашиваем, насколько их удовлетворяют подходы и качество образования в университетах и взаимодействие с будущими заказчиками кадров. Все отмечают, что не просто учатся в университете, но и продолжают выполнять свои научные исследования, более тесно работают с предприятиями, для которых делали эти разработки. И они высказывают очень большую заинтересованность в том, чтобы продолжить эту траекторию, потому что она позволяет со школьной скамьи фактически наладить связь с будущей профессиональной жизнью.
«СБ. Беларусь сегодня».
К списку записей раздела