Обратная связь
Карта сайта
О проекте
Проекты
Официально
Акционерные общества: отчетность – в срок
Радио
“Весткi Случчыны”
Информационные ресурсы
Общество
 С вами беседует психолог
16.03.2017

Несовершеннолетние наиболее часто становятся жертвами насилия.
Дети и подростки относятся к группе повышенного риска в силу таких возрастных особенностей психики, как подчиняемость, внушаемость, слабость оценки и прогноза, незрелость, недостаточность жизненного опыта. В то же время дети  наиболее ранимы и чувствительны, поэтому пережитое может привести к серьезным последствиям, оказывающим воздействие на психическое состояние и дальнейшее развитие ребенка.
Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия, то есть, фактически навредят им.
Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в себе и не были напуганы.

Когда и где?
Начинать необходимо с раннего детства. В воспитании ребенка обязательно должно прослеживаться, что его тело – это храм, который принадлежит только ему. Обсуждайте с ним, как можно отличить хорошее прикосновение от плохого. Кто может трогать его тело (мама, доктор), а кто нет. Какие части можно показывать другим, а какие – нет.
Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно, мультфильмы и другие детские телевизионные программы. Когда какого-нибудь из героев мультфильма бьют или в другой программе показывают пострадавшего ребенка, родители могут во время рекламной паузы обсудить с детьми увиденное. Обратите внимание своего ребенка на то, что бить детей, причинять им вред нельзя, что дети имеют право быть защищенными и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их. Это урок, который дети должны усвоить.
Ситуации, когда детей запугивают во дворе или в школе, рассказы, которые читают дети, также можно использовать для обсуждения того, как избежать подобного.
Уверенность в себе
Уверенность в себе играет большую роль в нашей жизни. Когда мы верим, что мы можем что-то сделать, тогда мы на пути к успеху. И наоборот. Дети, как и взрослые, должны поверить в свои способности. Родители могут помочь детям в развитии чувства собственной значимости.
Например, после беседы о безопасности скажите своему ребенку о том, что вы уверены, что сын (или дочь) будет помнить о навыках безопасности, находясь дома, в школе или на улице. Дайте понять своему ребенку, обняв его, показав интонацией и словами,  что вы верите в него и его способности.
Тренировка
Полученные навыки и информацию необходимо закреплять. Детям, как и взрослым, необходимо напоминание. Повторите правила безопасности перед тем, как ваш ребенок будет выходить из дома самостоятельно. В таком случае ребенок всегда вспомнит полученную информацию, если ему придется ею воспользоваться.
Навыки по предупреждению насилия
Если ребенок окажется в угрожающей ситуации, у него должно быть несколько вариантов выбора. Ниже перечислены возможные варианты, которые родители могут при удобном случае обсуждать с ребенком.
1. Убегай от опасности. Беги в школу, к соседям, в магазин или домой. Беги в ближайшее безопасное место. Безлюдное место не может быть безопасным!
Родители должны помочь детям определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребенок каждый день.
2. Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности. Эта стратегия требует практики, поскольку детей учат тому, что во многих случаях кричать некрасиво. Чтобы прибегнуть к крику в опасной ситуации, как взрослые, так и дети должны отрепетировать этот крик.
3. Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого торжества, которые держатся в тайне, или спрятанный подарок – это безопасные секреты, они не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Дети должны знать, что небезопасным секретом всегда нужно поделиться со взрослым, который поможет.
4. Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена взрослых, к которым он может обратиться в моменты опасности. Помните, что ребенку кроме матери и отца нужны другие взрослые. Учителя, бабушка, дедушка, друзья, соседи – все эти люди могут быть безопасными взрослыми для вашего ребенка.
5. Научите своего ребенка говорить слово «нет». Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что их за это накажут. Однако дети должны понять, что им нужно говорить «нет» любому взрослому, который их пугает своими просьбами или требованиями.
6. Ребенок должен знать, что всякий раз, когда у него возникают проблемы, неважно, пугают ли они или заставляют стыдиться, вы выслушаете его, поверите и поможете. Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что им никто не поверит. Они также считают, что навредят себе или тому человеку, который их обижает. Родители должны разъяснить своим детям, что хотят защитить их от зла.
Нормальные прикосновения
Многие родители, особенно отцы, беспокоятся о том, что когда они трогают своих детей, то это может быть неправильно истолковано. Перестаньте беспокоиться. Нам всем необходимы касания. Это помогает нам чувствовать себя любимыми. Очень важно для развития детей, чтобы в семье их целовали, обнимали (без сексуального намека). Почаще обнимайте своих детей, они любят чувствовать близость с вами. Напоминайте своим детям о том, что такие безопасные прикосновения никогда не нужно скрывать.
Защищенный, сильный и свободный
Все родители хотят, чтобы их дети выросли, чувствуя себя защищенными, сильными и свободными. Общение, умение выслушать ребенка, поговорить с ним начистоту – это самый важный союзник родителей. Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. Важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
Дети должны усвоить, что имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, с кем играет во дворе, как его можно найти. Хорошо, если ребенок ярко одет – при необходимости это может облегчить поиски.
Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой остановке автобуса, продолжит маршрут на следующем автобусе. Пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг: надо сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые едут рядом или останавливаются. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
Надо помнить, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо показать что-то интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (родственник, сосед, друг семьи, продавец из магазина, репетитор, тренер и т.п.).
Постарайтесь сделать все, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними.
Как можно заметить переживание ребенком сексуального насилия?
1. Первичная реакция: бессонница, утрата аппетита, панический страх, ночные кошмары, тревожность, нарушения концентрации внимания, восприятия, провалы в памяти, депрессия, отношение к себе как к грязному, ущербному, резкая смена поведения.
2. Нежелание оставаться наедине с кем-то из взрослых – «Я не хочу ехать с дядей Петей!», использование определенного положения тела для уменьшения болевых ощущений, повышение температуры, рвота, различные приступы и болезненные состояния (без подтверждения этих состояний клиническими исследованиями), неадекватная реакция на подарки, сладости.
3. Отдаленные последствия: эмоциональные расстройства, которые включают беспокойства и страхи, панику, ночные кошмары, депрессивные состояния, неконтролируемые вспышки агрессии и гнева, направленного на более слабых, на животных, на самого себя; посттравматические стрессовые расстройства, при которых наблюдаются нервозность, бессонница, плохая концентрация внимания, различные фобии, оцепенелость, «провалы в памяти», спонтанные сенсорные ощущения (визуальные, слуховые, тактильные), связанные с сексуальным насилием (запах одеколона, музыка, холодные влажные пальцы, цвет обоев и др.), вызывающие картину насилия, ночные кошмары, навязчивые мысли; когнитивные расстройства, выражающиеся в низкой самооценке, самообвинении, восприятии себя как уродливого, беспомощного, нарушении межличностных контактов, замкнутости, пассивности, регрессе в развитии.
Перенесшие насилие дети часто не способны наладить нормальные взаимоотношения со сверстниками. Насилие, особенно если оно было совершено человеком, которому ребенок доверял, глубоко переживается им как предательство. А если рассказал родителям, а они не поверили, то как двойное предательство. В результате ребенок замыкается в себе и не идет на близкие и доверительные отношения с другими. Кроме того, чувство вины и стыда, обычно возникающее у детей – жертв сексуального насилия, мешает установлению дружеских отношений, ведет к изолированности.
Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии:
· Отнеситесь к тому, о чем рассказал ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
· Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
· Успокойте и подбодрите ребенка. Объясните, что рассказывая о том, что случилось, он проще переживет случившееся. Дайте ему понять, что понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
· Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
· Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
· Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
· Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
· Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
· Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить вам может оказаться нелегко.
· Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
· Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что верите тому, о чем он рассказал.
· Будьте честны. Объясните ребенку, что вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (психологу,  сотруднику органов внутренних дел) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности»). Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
· Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
· Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.
· Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать.
!!! Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем.
Позитивному развитию ребенка – жертвы насилия способствуют так называемые компенсаторные факторы: наличие своевременной помощи, присутствие рядом человека, которому ребенок доверяет и который может вернуть ему чувство ценности собственной личности.
Родителям важно понимать, что:
 - поддержка ребенка и активное участие в его жизни являются основными условиями успешности терапии;
 - необходимо научиться отделять свои чувства от переживаний ребенка;
- в момент кризиса необходимо стать более заботливым и сопереживающим ребенку.

Телефоны дверия в г. Слуцке:
УЗ «Слуцкая ЦРБ» 5-31-10 (с 8.00 до 15.00)
ГУО «Слуцкий социально-педагогический центр» 3-04-39 (с 8.00 до 17.00).

Оксана МАГОЛИНА,
педагог-психолог Слуцкого социально-педагогического центра.

Добавить комментарий:
Автор*
E-mail*
Введите цифры*
Обновить рисунок
Комментарий*
Поля отмеченные * обязательны для заполнения
Всего 0 комментария:
Новости 
22.04.2017
21.04.2017
21.04.2017
21.04.2017
21.04.2017
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
© Слуцкий край, 2009
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА