Обратная связь
Карта сайта
О проекте
Проекты
Официально
Перечни очередности выполнения работ КУП «Слуцкое ЖКХ»
Радио
“Весткi Случчыны”
Информационные ресурсы
Блог А. Плеханова
Проблемы в обучении младших школьников
31.07.2017

Уже не за горами 1 cентября, кто-то пойдет в первый класс, а кто-то передохнул и, набравшись новых сил, сядет за родную парту. Многим ученикам будут легко даваться новые знания, а некоторым нужно будет приложить усилия. Причины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, часто одна причина плавно перетекают в другую.

1 - часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости. Это могут быть шестилетние дети, которых родители не захотели больше "держать" в детском саду, или дети, достигшие календарных семи лет, но умственный и психологический возраст которых на момент поступления в первый класс слегка меньше. Ослабленные дети, которые в дошкольном периоде много и часто болели.

2 - соматически ослабленные дети. Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но... они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточиться, а следовательно, вторая половина школьного дня проходит для них впустую. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий. Сюда же можно отнести детей с врожденными или приобретенными нарушениями зрения и слуха.

3 - леворукостъ ребенка. У таких детей доминантное полушарие мозга не левое, как у большинства людей, а правое, и с этим связаны вполне определенные характеристики их личности. Не вдаваясь в тонкие нейрофизиологические и психологические особенности этого состояния, можно отметить лишь, что "правополушарные" люди обладают особым "синтетическим" взглядом на мир, им зачастую присуще тонкое, художественное и интуитивное восприятие действительности.

4 - педагогическая запущенность ребенка. Причем хотелось бы отметить, что вовсе не обязательно речь здесь идет о неблагополучных семьях (пьянство, безнадзорность и т.д.). Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях. В таких семьях родители заняты собой, а не ребенком.

5 - конфликты ребенка с одноклассниками, неумение или нежелание строить с ними адекватные; дружеские отношения. Ребенок нелюдим или чрезмерно застенчив. Имеет какой-то недостаток внешности или слишком вспыльчив и агрессивен. Его дразнят или избегают, ему не дают проходу, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, постоянно испытывает напряжение, переживает - в результате страдает успеваемость.

6 - личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником.


7 - Различные типы нарушения школьных навыков (определяются специалистом):
- дислексия - специфическое нарушение навыков чтения.
- дисграфия - специфическое нарушение навыков письма.
- аАкалькулия - специфическое нарушение арифметических навыков.
- трудности в обучении - смешанное расстройство школьных навыков.

Как помочь ребенку
- Необходимо установить причину (или причины) неуспеваемости. Это можно определить самостоятельно или обратиться к специалисту.

- Необходимо думать о налаживании режима работы и отдыха ребенка. На вопрос: «Сколько приблизительно времени занимает у вашего ребенка приготовление уроков?» - родители, не колеблясь, отвечают: «Все свободное время. Вот пришли из школы, поели - и за уроки. И до позднего вечера». Подобное положение вещей, недопустимо ни с какой точки зрения. Здесь, несомненно, речь идет о неправильной организации рабочего времени ребенка - известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое время посвящающие приготовлению уроков.

- Если ребенок - левша, то, как уже говорилось, главным способом терапии его школьных неуспехов является всемерная поддержка и вселение уверенности в то, что имеющиеся трудности временные и будут успешно преодолены. Левшей никогда не ругают за двойки по письму. И очень важно – дать левше возможности заниматься творчеством.

- Ребенок не становится сильнее и умнее от перечисления и многократного повторения списка его недостатков.
 
- Для формирования целостного образа себя дети младшего школьного возраста стремятся вести себя в соответствии с тем, что о них говорят значимые взрослые. Значимые взрослые - это родители, бабушка с дедушкой, старшие братья или сестры, учителя в школе. 
 
- Если ваш ребенок плохо успевает в начальной школе, старайтесь избегать конфликтов со школьной учительницей своего ребенка.

Помощь ребенку в приготовлении домашних заданий

- занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется.
- безоценочность рождает обстановку свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться новому в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса.
- домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных особенностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха - и школьник готов продолжать заниматься.

Правила совместного выполнения домашних заданий:
1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.
3. Поддерживайте, хвалите и одобряйте ребенка. Важно, чтобы ребенок поверил, что вы его продолжаете любить независимо от оценок, полученных в школе. Помните, человеку нравится то, что у него получается.
4. Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной вашей работы. Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1-1,5 часа, но с полной отдачей.
5. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания. Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, но значительно ухудшают его эмоциональное состояние.
6. Если ребенок сделал ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель - упростить задачу для ребенка, построить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки.
7. Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным, просит, есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т. д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5-7 минут, затем вновь вовлеките в учебный процесс.
8. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно.

Одаренные дети тоже нуждаются в помощи

Детей с особыми способностями к чтению, языкам, математике, наукам, искусству или спорту называют одаренными. Такие дети обычно многим интересуются, больше читают (и более сложные книги), чем сверстники, и с ранних лет могут самостоятельно работать. У таких детей больше возможностей раскрыть себя и в будущем добиться значительных успехов. Дети, испытывающие трудности в обучении, нуждаются в специальной помощи; одаренные дети должны обучаться по особой программе, способствующей развитию их таланта. Обычная школьная нагрузка не соответствует потенциалу такого ребенка. Не получая эмоционального удовлетворения в школе, дети теряют веру в себя и чувствуют себя все более несчастными и одинокими, скучают – и тогда могут появиться отклонения в поведении.

Предоставить одаренному ребенку соответствующую его способностям программу обучения не всегда легко. Без специальной подготовки учителю сложно общаться с одаренным учеником. Большинство одаренных детей нуждаются в таком обучении, которое сочетало бы элементы самостоятельной работы, занятия повышенного уровня сложности, использование дополнительных ресурсов. Для одаренных детей существуют специальные школы, например музыкальные или математические.

Родители должны помнить, что ребенок это не машина с атомным двигателем, а человек со своими возможностями, эмоциональными и волевыми качествами, своим характером. И все это формируется и развивается благодаря любви, поддержки и понимания ребенка родителями и учителям.

Алексей ПЛЕХАНОВ,
психолог Слуцкой центральной районной больницы.

Новости 
21.11.2017
21.11.2017
21.11.2017
21.11.2017
20.11.2017
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
© Слуцкий край, 2009
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА