Обратная связь
Карта сайта
О проекте
Проекты
Официально
Перечни очередности выполнения работ КУП «Слуцкое ЖКХ»
Радио
“Весткi Случчыны”
Информационные ресурсы
Блог А. Плеханова
Воспитание трудолюбия в детях
14.06.2017
Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами   (Эйнштейн А.).

 

Только участие в общем труде, в труде для других, а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез родителями, а между тем она одна из самых главных в воспитании ребенка.

Труд – основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?

Причин здесь несколько.
Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» – это, значит, жить ничего не делая.

Вторая причина – упала нравственная ценность труда в обществе.

В этих условиях борьба за трудовое воспитание ребенка становится особенно острой. Нельзя думать, что ребенок, не участвуя в общем, семейном труде, вырастет нормальным. С какой стати ребенок, который до 10-15 лет не принимал участия в семейном труде, станет помогать вам, даже если он вас любит. Для него – это слишком большая психологическая и физическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей, не приучен к этому. Обижаться в этом случае нужно только на себя. Желание трудиться само не приходит. Нужно для перевоспитания приложить максимум усилий. А не лучше ли воспитывать привычку к труду с раннего детства?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи. Именно это сознание формирует настоящего человека. Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства, с двух лет.
Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди играй», «Не мешай", «Ты еще маленький»  и т.д. – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.
Помощь другим обязательно должна быть бескорыстной, а не по принципу: ты – мне, я – тебе.

Первое, о чем должны помнить родители, – это то, что ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие.

Второе – трудиться можно и по принуждению. Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Но принудительный труд не приносит радости. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей. Если же труд является жизненной необходимостью человека, то отношение к нему совсем иное. От такого труда человек испытывает радость, подходит к такому труду, как правило, творчески. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.

Третье – в труде важно взаимоотношение между людьми, умение устанавливать необходимые контакты, взаимодействовать, работать в коллективе.

Четвертое – в труде человек мужает как физически, так и нравственно.

Пятое – труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, сколь счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и сколь несчастны те, кто перед каждым пустяком становится в тупик.

Очень важно показать ребенку значение труда в жизни общества и в личной жизни человека, особенно на личном примере родителей и близких.

Трудолюбие – это сфера эмоциональная. Ребенок должен испытывать радость от проделанной работы, от достигнутых результатов. Чем глубже эта радость, тем больше ребенок дорожит собой как человеком, осознает себя как личность.

Заставить трудиться крайне сложно, нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Наиболее эффективно работает ребенок, если вместе с ним работает взрослый, поддерживая и поправляя, при необходимости. В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Ему интересно смотреть и слышать, как вода льется из крана, как тарелка норовит выскользнуть из рук. Вот и нужно воспользоваться этим интересом, почаще предлагать ему разные дела: пришить пуговицу, забить гвоздь… Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Самый простой способ приучить ребенка к труду и что бы труд приносил удовольствие, нужно его учить трудиться через игру, а это лучше всего делать вместе. Совместный труд в семье рождает любовь и уважение к друг другу.

Нужно всегда поддерживать любую детскую инициативу. Захотел - делай. И если вы по каким-либо причинам запретите ребенку что-то делать, то приучить его потом к этой деятельности будет сложно, т. к. интерес к ней у него пропал.

После того, как ребенок приучится прилагать определенные трудовые усилия в интересном для него виде труда, он легко может справиться и с неинтересными, ибо роль сознания в нем повышается с каждым годом. Чем нужнее результат труда ребенка, тем больше его воспитательное воздействие. Постепенно надо приучать ребенка делать все качественно, качество труда – четкий показатель культуры. Если ребенок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в более старшем возрасте, а возможно и всю жизнь.

Самостоятельность - это творчество: когда ребенок делает что-то сам - он творец, а когда человек творит - он счастлив. Взросление – это все большая и большая самостоятельность. Поэтому ощущение самостоятельности необходимо ребенку не меньше, чем наша любовь, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире. Для полноты жизни необходимо постоянное ощущение новизны. Чем разнообразней участие ребенка в бытовом труде семьи, тем быстрее растет его самостоятельность. Во всякой домашней работе можно найти посильное дело для них.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям "из принципа", желая, чтобы они всему научились сами. И бедный ребенок, испытывая трудности первобытного человека, все больше и больше отстает в развитии от своих сверстников, у которых родители не столь невежественны.

Сначала поручайте лишь часть работы, а затем давайте ребенку выполнить всю работу от начала до конца. Чем больше доверено, тем серьезнее он относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважения. А это очень важно для утверждения нравственных начал формирующейся личности.

Очень полезно для ребенка, когда у него, помимо общих каждодневных обязанностей, есть еще общее с папой (мамой) или с другими членами семьи дело или увлечение. И начинаются такие дела с самых простых, постепенно усложняющихся. Для мальчика – разложить инструменты на свои места, для девочки – навести порядок в доме. Родительские требования должны быть разумными и понятными для ребенка, а главное - выполнимыми. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

Желательно отвести часть времени на творческий труд, который бы увлекал ребенка своим содержанием, процессом работы, конечным результатом (разнообразными подходами). К сожалению, в домашних условиях этому виду деятельности детей придают в семье мало внимания. Но именно в таком, самостоятельно избранном, труде раскрываются, крепнут духовные силы и творческие возможности детей.

Недопустимо прибегать к наказаниям трудом: нельзя в наказание заставлять мыть посуду, чистить картошку, мыть пол и т. д. Дело не в том, что ребенок, прошедший такое наказание, не воспылает любовью к труду, а в том, что он усвоит, что труд – это наказание. У хороших воспитателей есть правило: надо заслужить, чтобы тебе доверили дело, заслужить право трудиться – как награду.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

Но, нужно не забывать, что дети очень чутки, если взрослые не любят труд, то научить ребенка уважать труд будет просто невозможным.

Трудолюбие непременно вознаграждается уважением окружающих. Только труд дает ощущение полноты жизни. Не отнимайте это ощущение у ребенка, а помогите его становлению.

Алесей ПЛЕХАНОВ,
психолог Слуцкой ЦРБ.

Новости 
21.11.2017
21.11.2017
21.11.2017
21.11.2017
20.11.2017
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
© Слуцкий край, 2009
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА
построить тренажерный зал, профессиональные атлеты.