Обратная связь
Карта сайта
О проекте
Проекты
Официально
Перечень закрепленных территорий
Радио
“Весткi Случчыны”
Информационные ресурсы
Блог А. Плеханова
Как преодолеть неврозы и депрессию у детей и подростков. Причины, последствия.
07.10.2015

10 октября – Всемирный день психического здоровья.
 
Стрессы, психо-эмоциональные нагрузки, конфликты сопровождают нас не только во взрослой жизни, но и в детском возрасте избежать их не удается. Что следует за нервными переживаниями ребенка, чаще всего взрослым не приходиться задумываться до того момента, пока это не становится очевидным. Нужно понимать, что любой, даже незначительный, на ваш взгляд, случай, может вызвать у ребенка страх, неуверенность. И это может быть началом у него депрессии или невроза.

Детская депрессия

Особенностью детской депрессии является ее неузнаваемость, изменчивость и совершенная непохожесть на депрессию взрослую. Сами дети, особенно маленькие, просто не могут внятно описать свое состояние, а если и описывают, то связывают его исключительно с внешними причинами. Заботливым и ответственным родителям необходимо знать тревожные признаки и симптомы этого расстройства и внимательно наблюдать за душевным и физическим состоянием ребенка.
У детей особенности течения депрессии зависят от возрастного периода.

До двух лет депрессия развивается как реакция ребенка на разлуку со значимым взрослым (чаще матерью). Младенец отказывается от контакта с окружающими, плачет, теряет вес, плохо спит, болеет разнообразными инфекциями. Успокаивается после прихода матери.

Помогают действия, направленные на снятие стресса: оставлять ребенка с любимыми игрушками (с пяти месяцев); чаще играть в прятки, что учит верить во временное неизбежное исчезновение мамы или папы; и, конечно же, внимательное, ласковое и доброе отношение.

В возрасте от двух до пяти лет депрессия проявляется поведенческой регрессией (дети начинают сосать соску или палец, писать в штанишки или в постель), могут появиться избыточные страхи, тики, заикание, гиперактивность, на новое реагируют агрессией или слезами.

Снять стресс ребенку помогает быстрое механическое рисование с использованием ярких красок; употребление позитивных установок в общении с ним: «поплачь, легче будет», «в тебе все прекрасно…», «какое счастье, что ты у нас есть!», «мы любим, понимаем, надеемся на тебя»; слушать их разговоры с игрушками, что отражает психотравмирующую ситуацию.

В 5 – 6 лет ребенок начинает отождествлять себя с важными для него людьми (чаще с родителем своего пола), признавать свой пол, осознавать свою роль в семье. Поэтому факторами риска депрессии этого возраста являются длительные неблагоприятные ситуации и конфликты в семье: скандалы, жестокие отношения между супругами, развод, смерть родителя.

В клинике депрессии 6 – 10-ти лет преобладают жалобы на боли в животе (у дошкольников) и головную боль (в младшей школе), и, также, на скуку, отсутствие интересов, желание плакать, ощущение «темной стены» и «камня на сердце». Ребенок отказывается от посещения школы, от прогулок с друзьями; могут быть снижение успеваемости в школе, озабоченность своим здоровьем, необъяснимые тревоги, страхи, нервные движения, нарушения сна и питания, снижение самооценки, когда дети считают, что они неинтересны, неприятны, учителя их недолюбливают за «тупость», сверстники презирают, стремятся обидеть.
Помогает теплая, доверительная обстановка в семье, желание родителей и учителей выслушать и поддержать ребенка; страхи лучше нарисовать, а затем порвать или посмеяться над ними или подружиться с ними.

Самую яркую окраску депрессия имеет в подростковом возрасте. Преобладают чувства грусти и тоски, к которым присоединяются идеи  собственной никчемности и неинтересности для других. Нарушаются сон и аппетит, колеблется настроение, все становится неинтересным; подросток пренебрегает внешностью, избегает друзей, семью, становится непослушным и агрессивным; может убежать из дома, начать употреблять алкоголь, наркотики; снижается самооценка, появляются личностные изменения.

Как помочь ребенку?

1. Поможет знание факторов риска (одиночество, низкая самооценка, неприятие коллективом сверстников, неудачи с противоположным полом, оскорбительное отношение учителей, гормональная перестройка в организме, культуральные различия, различия между ценностями родителей и детей);
2. Наблюдение за поведением подростка (неожиданное улучшение настроения, раздача любимых вещей, накопление медикаментов, уборка в комнате, прямые или косвенные высказывания: «ничто не имеет значения», «я гнилой внутри», «я больше не буду для вас проблемой» могут указывать на планирование суицида);
3. Разъяснение родителям и учителям проблем, которые вызвали депрессию;
4. Работа с психологом или психотерапевтом;
5. Медикаментозное лечение.

Особенности детских неврозов

  Невроз – хроническое длительное нарушение высшей нервной деятельности, вызванное перенапряжением нервных процессов в коре больших полушарий действием неадекватных по силе и длительности внешних раздражителей. (И. П. Павлов).
Невроз – заболевание, вызванное воздействием тяжелых психотравмирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших личностно-значимых ценностей и ориентаций (Саенко Ю.В.).
 
Основная причина неврозов – психогения (психическая травма) – действие психотравмирующих ситуаций или раздражителей.

Дополнительными факторами могут стать:
- врожденные функциональная и органическая недостаточность центральной нервной системы;
- индивидуальные особенности личности, характера и темперамента ребенка;
- отклонения в воспитании ребенка;
- невропатия – болезненное состояние, обусловленное врожденными нарушениями функций вегетативной нервной системы.

Проявления
1) преобладание соматовегетативных и двигательных расстройств;
2) самый частый симптом – страх, который может длиться 2 – 3 года, принимая характер фобии;
3) частые компульсивные влечения (обгрызание ногтей, выдергивание волос...);
4) тики;
5) заикание (логоневроз);
6) невротический энурез (недержание мочи).

При проявлении признаков невроза необходимо немедленно обратиться к детскому психиатру, психотерапевту, психологу, ведь чем раньше лечить болезнь, тем бесследнее она проходит, особенно если это касается детской психики. Если же игнорировать психическое или психологическое состояние ребенка, а тем более скрывать, то последствия могут быть необратимы.

Большое значение для предупреждения неврозов и депрессии имеет правильное воспитание ребенка – развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. Помните, ребенок не должен являться свидетелем, а тем более участником ссор между родителями.
И самое главное – у ребенка нужно развивать его эмоциональную сферу. Чем ярче и богаче мир эмоций у ребенка, тем красочней и радостней он воспринимает жизнь.

Алексей ПЛЕХАНОВ,
психолог Слуцкой ЦРБ.

Новости 
23.08.2017
23.08.2017
23.08.2017
22.08.2017
22.08.2017
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
© Слуцкий край, 2009
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА