Обратная связь
Карта сайта
О проекте
Проекты
Официально
Перечень закрепленных территорий
Радио
“Весткi Случчыны”
Информационные ресурсы
Блог А. Плеханова
Узнайте своего ребенка лучше
07.09.2015

Что может ваш ребенок, что хочет, а чего не хочет, что знает, а чего не знает и как ему помочь? Чтобы ответить на эти вопросы и лучше узнать своего ребенка, необходимо проанализировать его отношение к окружающему миру. Любая личность раскрывается по отношению к самому себе, к труду, к окружающим. Анализируя все это, можно выделить и основные качества личности ребенка.

Отношение ребенка к самому себе
1. Доволен или недоволен собой, как часто это проявляется, в каких ситуациях, по какому поводу?
2. Каков уровень притязаний ребенка, соответствуют ли они его возможностям?
3. Проявляется ли неудовлетворенность собой в конкретных попытках исправить свои недостатки?
4. Как реагирует на собственные успехи, неудачи: серьезно, равнодушно?
5. Как реагирует на достижения или промахи товарищей: с сочувствием, равнодушно, с радостью?
6. Внимателен ли к окружающим, требует ли внимания от других? Нет ли между этими качествами личности противоречия (требует внимания от других, а сам не внимателен к окружающим, и наоборот).

Чтобы распознать отношение ребенка к самому себе, надо обратить внимание на такие качества, как чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, сомнение, доброта, великодушие, злопамятность, эгоизм, бескорыстие и другие.

Судить об этих качествах и соответствующих поступках надо не по результату, а по мотиву, который побудил ребенка к определенному действию. Внешняя сторона действий ребенка не всегда соответствует его внутренним мотивам. В зависимости от мотива выбирают пути результативного воздействия на ребенка в плане формирования положительных качеств его личности. Одного рецепта на все случаи быть не может.

Отношение ребенка к другим людям
1. Как относится к членам семьи: боится, слепое послушание, безразличие, агрессивно, с уважением и любовью, на равных со всеми членами семьи?
2. Каково отношение к укладу семьи: старается сохранить обычаи семьи, активно принимает участие в семейных праздниках, равнодушен?
3. Легко или трудно сходится с товарищами, с коллективом, со сверстниками?
4. Доволен ли своим положением в коллективе?
5. Имеет ли достаточно широкий круг близких товарищей, друзей?
6. С кем из учащихся класса стремится дружить, с кем избегает общения?
7. Как относится к учителям и другим работникам школы: боится, уважает?
8. Как относится к общественным поручениям, каковы мотивы общественной активности (стремление к деятельности, потребность в самоутверждении, или ребенок действует только на словах, не подкрепляя их конкретными делами)?
9. Как относится к взрослым, соседям, знакомым: уважительно, боязливо, равнодушно, проявляет агрессию?
10. С кем дружит на улице, вне дома: сверстниками, младшими или старшими?
11. Как проводит свободное время: сидит дома, много общается с детьми?
12. Как относится к животным: любит, заботится, безразличен, дразнит, бьет?
Чтобы объективно ответить на эти вопросы, необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, а возможно, провести с ним беседы по отдельным проблемам.

Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка. Между тем, мнение о том, что дети из неблагоприятных семей становятся проблемными, не всегда верно.

Отношение ребенка к труду
1. Понимает ли ребенок важность труда в жизни людей?
2. Доставляет ли труд ему удовольствие или неприятен?
3. Как относится к уборке, самообслуживанию, старается делать все сам или ждет помощи?
4. Инициативен ли при выполнении порученного дела?
5. Доводит ли начатое дело до конца, несмотря на препятствия, или бросает при встрече с трудностями?
6. Ценит ли и бережет труд окружающих или проявляет неуважение?
7. Как относится к своим и чужим вещам, школьному имуществу?
8. Трудится потому, что ему важен результат или же сам процесс труда, потому что это дает возможность делать открытия, творить или возможность завоевать лидерство, добиться признания?
Диагностика не представляет трудностей. Отношение ребенка к труду лежит на поверхности, всегда видны успехи и неудачи.
Наблюдая за ребенком и отвечая себе на вопросы, вы, может быть, сможете взглянуть на него по-другому и открыть в нем или себе что-то удивительное и новое.

Алексей ПЛЕХАНОВ,
психолог Слуцкой центральной районной больницы.

Новости 
23.05.2017
23.05.2017
23.05.2017
22.05.2017
22.05.2017
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
© Слуцкий край, 2009
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА