Когда у напарника четыре лапы
17.08.2024
Владислав и Дана понимают друг друга без слов – с одного взгляда, с одного жеста. И это неудивительно, ведь милиционер и немецкая овчарка уже семь лет вместе несут службу в Слуцком отделе Департамента охраны МВД Республики Беларусь.
Каково это, быть кинологом, с чего начинается работа с собакой, как правильно воспитать пса, рассказал милиционер-кинолог Слуцкого отдела Департамента охраны Владислав Смольский.
С кинологом мы встречаемся на рабочем месте, сразу замечаю улыбчивого молодого человека с камуфляжным рюкзаком на плече. Выходим во внутренний двор, где сразу же раздается звонкий собачий лай – находящаяся в вольере Дана услышала голос хозяина.
– Она у меня с характером, очень ревнивая, – признается Владислав. – Не любит, когда ко мне кто-то близко подходит, обязательно выразит свое недовольство лаем.
– Первый вопрос традиционный, почему именно кинолог?
– В эту профессию идут те люди, которые очень любят братьев наших меньших, – отмечает Владислав. – Я сельский парень, мои родители всегда держали собак, были четырехлапые охранники и у соседей, друзей. В детстве очень любил с ними возиться, обучать простейшим командам.
Но судьбоносной для меня стала служба в армии, где мне предложили стать кинологом. Я прошел обучение по специальности милиционер-дрессировщик (кинолог) в Кинологическом центре внутренних войск МВД Республики Беларусь и всю дальнейшую службу работал с собаками.
По окончании службы мне предложили должность милиционера-кинолога в Слуцком Департаменте охраны, где мы с Даной и несем службу уже 7 лет.
– Расскажите о несении службы, Вы с Даной участвовали в поисках людей, задержаниях?
– Собака находится со мной фактически 24/7. Если случается какой-то вызов, то на него мы всегда выбываем вместе, за исключением случаев, если это объект, где реализуются либо производятся продукты питания, больничные и стерильные помещения, куда доступ животных в принципе запрещен.
Что касается поисков, конечно, мы с Даной неоднократно в них участвовали. Одно из запомнившихся – поиск заблудившейся в лесу пенсионерки. Не дождавшаяся ушедшую с утра престарелую мать, дочка вызвала милицию. Мы с Даной прошли весь путь, который проделала женщина от самого порога дома. Оказалось, что женщина вернулась домой из леса, поставила ведро с грибами, имея проблемы с памятью, пошла к железнодорожным путям, где ее и нашли.
Если говорить о задержании, к счастью, за 7 лет работы мне ни разу не приходилось вне тренировок спускать собаку на человека.
Помимо охранной деятельности, мы с Даной посещаем детские оздоровительные лагеря, школы, я рассказываю ребятам о нашей работе, напарница показывает выполнение команд.
– Собаку Вы получили в питомнике?
– У Департамента охраны действительно есть свой питомник, где сотруднику могут предоставить собаку, также разрешено приобретать щенка и у заводчиков. Дану, еще щенком, я покупал сам, меня просто покорили ее хитрые глазки и задор (она у меня холерик). При экзамене, который проходят в обязательном порядке все претендующие на несение службы собаки, очень сильно волновался, переживал, чтобы ее допустили к дрессировке.
– Служебная собака должна быть доброй или агрессивной?
– Послушной, без команды она не должна нападать, проявлять агрессию. Собака может показать, что ей что-то не нравится, она не довольна, но не более того.
– Что самое сложное в работе кинолога?
– Самое непростое в воспитании собаки – начать. Когда ты еще не знаешь, какие у нее предпочтения, характер, а она не знает тебя, вы не знаете, что друг от друга ожидать. Это долгая, упорная и монотонная работа. Кроме того, у собак, бывают фобии, и с этим нужно работать очень аккуратно. Например, моя Дана боялась высоты. И во время прохождения полосы препятствий лесенка была для нас чем-то очень страшным и непреодолимым. Пришлось работать: левая лапа, правая лапа. И так минут 20 – 30 мы проходили эту лестницу, собака постепенно поняла, что это все не так уж и страшно, победила этот страх.
– Кусала?
– Нет. Но бывало, что «ругались» друг на друга. Она показывала свой характер, я свой. Как пример, ей нравятся свиные копытца, и когда отрабатывали прием на доверие – по команде «дай» она должна отдать лакомство – она на меня «ругалась», рычала, но отдавала.
– К слову, о дрессировках, с какого возраста можно начинать обучать своего питомца простейшим командам?
– Если говорить об общем курсе дрессировки, то с 4 месяцев (собаку можно начинать приучать к поводку, хождению рядом). А самая первая команда, которую постигает щенок, – отклик на собственное имя. Если же говорить о специальном курсе, то желательно, чтобы собаке исполнился +/- 1 год, в этот период у нее уже сформирован характер и больше шансов на удачное обучение.
Конечно, за хорошо выполненную работу собаку нужно поощрять, тут тоже все зависит от характера: у одной собаки любимая игрушка, у другой это какое-то лакомство, например, кусочек сыра. Все это выявляется в процессе воспитания собаки. Моя Дана, к примеру, очень любит конфеты, но так как ей сладкого лучше избегать, в большинстве случаев заменяю их специальными лакомствами для собак. А в армии у нас с напарником были собаки, для которых сам процесс погони и задержания, помогающие высвободить охотничьи инстинкты, – уже награда.
– Во сколько лет и куда собака «уходит на пенсию»?
– Срок работы служебной собаки составляет около 8 лет, но, если животному позволяет здоровье, она прошла ежегодный экзамен на допуск к работе, этот срок может быть продлен. Собаки, «вышедшие на пенсию», как правило, остаются жить у своих напарников-кинологов. Ведь за время службы собака становится не просто другом, но, как бы пафосно это не звучало, членом семьи.
Ирина ШАБАШЕВА.
К списку записей раздела