В настоящее время участились случаи противоправных действий, связанных с деструктивными воздействиями на объекты железнодорожного транспорта – наложение посторонних предметов на рельсы, повреждение светофоров.
Необходимо помнить, что разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью человека либо причинение ущерба наказывается привлечением к административной или уголовной ответственности.
Часто люди идут вдоль железнодорожных путей желая сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя – просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему? Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами.
Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае? Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?
Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.
Не поднимайтесь на опоры и специальные конструкции контактной сети, воздушных линий и искусственных сооружений. Электрическая дуга между проводом и человеком может возникнуть на расстоянии до двух метров, а именно такое расстояние от крыши вагона до контактного провода. Известно множество случаев на железных дорогах, когда шалости с влезанием на вагон заканчивались поражением током и смертью. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое – до 27500 вольт.
Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?
Самое главное – переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах, Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда.
Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.
Приближаясь к железной дороге – снимите наушники – в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.
Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд.
Наряду с запретами существует и список того, что пассажиры должны делать на путях или платформах обязательно:
не создавать помех для движения железнодорожного подвижного состава;
принимать все возможные меры для устранения помех;
отходить на расстояние, при котором исключается воздействие воздушного потока, возникающего при приближении железнодорожного подвижного состава;
подать сигнал возможным способом в случаях возникновения ситуации, требующей экстренной остановки железнодорожного подвижного состава;
не оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми), держать детей за руку или на руках;
поставить в известность об обнаруженных бесхозных вещах, находящихся на вокзалах, платформах, рядом с путями и в иных местах.
СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ЕГО ИНФРАСТРУКТУРЫ!
1. Общие требования безопасности:
железная дорога является зоной повышенной опасности;
бесцельное пребывание детей на ней и несоблюдение правил безопасного поведения нередко заканчивается трагически;
движение по железнодорожным путям запрещено, даже при отсутствии на них подвижных составов;
при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 метров к крайнему рельсу;
на электрифицированных участках железной дороги не поднимайтесь на электрические опоры, не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам, не влезайте на вагоны, цистерны и другие железнодорожные объекты в целях предотвращения контакта с проводами высокого напряжения;
не цепляйтесь за движущийся железнодорожный состав, маневровые тепловозы и другой подвижной состав.
2. Требования безопасности при переходе железнодорожных путей:
переходите железнодорожные пути только в установленных местах,
пользуйтесь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там где их нет;
по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;
перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход;
при переходе через железнодорожные пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава.
3. Требования безопасности при ожидании поезда:
при ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры;
не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда;
не стойте ближе 2-х метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
4. Требования безопасности при посадке в вагон и выходе из него:
подходите непосредственно к вагону только после полной остановки поезда;
посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы;
будьте внимательны – не оступитесь и не попадите в промежуток между посадочной площадкой вагона и платформой.
5. Требования безопасности при движении поезда:
не открывайте на ходу поезда наружные двери тамбуров;
не стойте на подножках в переходных площадках вагонов;
не высовывайтесь на ходу из окон вагонов;
не выходите из вагона при остановке поезда на перегоне.
Много трагедий можно было бы избежать, если бы пострадавшие при переходе через железнодорожные пути не отвлекались на разговоры по мобильному телефону, прослушивание музыки в наушниках, были бдительны в условиях плохой видимости (дождь, снегопад и.д.).
Защите себя и своих близких!
Н.В. Бугук, инженер по охране труда.
Д.А. Клишевский, начальник линейного пункта милиции на станции Слуцк Минского ОВДТ.