Как кибермошенники выуживают деньги граждан
26.12.2020
Современная банковская система позволяет любому желающему комфортно использовать свои средства, разместив их на индивидуальном счете, доступ к которому будет осуществляться с помощью «ключа», то есть реквизитов, размещаемых на банковской пластиковой карте. Указанные реквизиты являются персональными и вручаются лично владельцу счета.
В настоящее время отмечается рост количества случаев хищения денежных средств посредством использования реквизитов банковских пластиковых карт. Введенные в заблуждение или обманутые граждане, предоставляют их злоумышленникам, при помощи которых последние и похищают денежные средства.
Для завладения реквизитами банковских пластиковых карт преступниками применяются различные методы. Используется как интернет, так и непосредственное общение с потерпевшим, посредством звонков или переписку через различные мессенджеры Viber, WhatsApp и другие.
В интернете создаются так называемые клоны веб-сайтов официальных организаций или торговых платформ. Путем обмана гражданам предлагают перейти на эти поддельные сайты по определенным ссылкам, которые называются «фишинговые» (от английского слова phishing – рыбная ловля, выуживание). Попадая на такой сайт, человек видит такую же информацию, как и на официальном сайте: сведения о товаре, поля для ввода реквизитов банковских пластиковых карт. Как только эти поля заполнены, якобы для оплаты интересующего товара, злоумышленники получают доступ к счету гражданина. Указанные «фишинговые» ссылки могут распространятся всевозможными способами, например через социальные сети, торговые платформы и так далее.
Распространен способ получения реквизитов банковской пластиковой карты при продаже потерпевшим какой-либо вещи через интернет-платформы (например, Kufar.by). С ним связывается покупатель и просит предоставить реквизиты банковской пластиковой карты, якобы для оплаты товара. Причем просит сообщить все реквизиты, получая при этом возможность доступа к счету потерпевшего.
Еще одним методом является звонок от лица, представляющегося сотрудником банка. Он говорит, что со счета потерпевшего пытаются снять денежные средства и просит сообщить реквизиты его банковской пластиковой карты, якобы для блокировки операции. После их сообщения злоумышленник получает доступ к счету и совершает хищение.
У использующих этот метод можно выделить отдельные особенности. Звонки осуществляются не с помощью операторов мобильной связи, а через мессенджеры, где во время звонка появляется логотип банка, сотрудником которого представляется злоумышленник. Могут использоваться номера иностранных государств. Главная задача быстро вывести потерпевшего из психологического равновесия (сообщение о попытке снятия денег со счета) и внушение ему необходимости сообщить реквизиты своей пластиковой банковской карты, которые требуются якобы для блокировки операции.
Отмечаются случаи, когда звонящие представляются сотрудниками банка, не имеющего отношения к банку, выдавшему пластиковую карту (например: представились сотрудниками «Беларусбанка», а банковская пластиковая карта выдана гражданину «Белагропромбанком»).
На территории г. Слуцка и Слуцкого района за 11 месяцев 2020 года зарегистрировано 166 преступлений по фактам хищений денежных средств со счетов граждан. Основная масса из них – это преступления, предусмотренные статьей 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Хищение путем использования компьютерной техники».
Уважаемые граждане! Будьте бдительны, не сообщайте реквизиты своих банковских карт, а также пин-коды по телефону лицам, представляющимся сотрудниками банка. Сотрудники настоящих банков не будут спрашивать информацию подобного рода. Внимательно осуществляйте покупки в интернете, не используйте неблагонадежные платформы, не переходите по сомнительным ссылкам. Объясните эти правила своим родным и близким. Берегите свое благосостояние!
Александр ГОЛИКОВ,
начальник Слуцкого РОВД.
К списку записей раздела